Уличные художники

Изначально граффити использовали политические активисты ,которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности и уличные банды ,обозначавшие таким образом свою территорию . В своем современном виде граффити зародилось в 1960-х годах на восточном побережье. Парни из Филадельфии покрыли надписями и рисунками весь город , обратив на себя внимание не только местных жителей , но и прессы . Чуть позже из Филадельфии граффити попало в Нью — Йорк .

david_walker_street_art_3_london1

Первооткрыватели

Историю граффити принято вести со статьи, опубликованной в 1971 году в «The New York Times». В ней рассказывалось о парне по имени Диметриус , который жил на Манхеттене на 183 — й улице . Он работал курьером и много ездил на метро . Взяв себе псевдоним Taki 183 , он стал оставлять свою подпись в разных частях города. СМИ заинтересовались значением надписи и стали копать. Taki 183 не был первым райтером , но стал первым, на кого обратили внимание.

Волну быстро подхватили. Подземка стала своего рода системой связи : с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга и объявили негласное соревнование. Граффити переместилось с улиц под землю , началась погоня за славой . В основном тогда писали теги , главным было количество . Райтеры ездили в метро и разукрашивали вагоны. Поняв, что можно расписать больше вагонов в депо (да к тому же и безопасней) ,райтеры переключились на эту тему . Так появился метод , который и по сей день пользуется успехом у трейн — бомберов .

7e24d9377692c718b034405f3b1c3573db29939e

Стили и размеры

Через некоторое время граффити стало так много, что нужно было придумывать новые способы, чтобы выделиться из толпы, и они не заставили себя долго ждать. Начали появляться различные каллиграфические стили . Райтеры добавляли к тегам росчерки , звездочки и другие элементы дизайна . Какие — то из них служили просто украшением, у других был свой особый смысл . Затем изменения коснулись размера тегов . Райтеры начали делать теги больше , толще , обводить другим цветом , добавляя разные элементы — штрих , звездочки , клеточки и. т.д.

Соревнования привели к развитию стилей . Например, Topcat 126 считается основоположником стиля » Broadway «, который позднее эволюционирует в огромные блочные и наклонные шрифты . Phase 2 придумал округлые буквы — пузыри (bubble letters ) . Эти два стиля стали прародителями всех остальных . Дальше начали добавлять стрелочки , завитки и связки . Надписи стали сложнее , изощреннее. Примерно в 1974 году Tracy 168 , Cliff 159 и Blade добавили к шрифтам пейзажи , элементы иллюстраций и персонажей , которые окружали буквы . Так появились настоящие картины , которые покрывали целые вагоны .

a54091f3-ad12-4ff5-8fd0-4f165f5b4ea9

Взлетные огни

Основные стили сформировались в середине семидесятых . Все стандарты были прописаны , и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались достижениями райтеров первой волны. По Нью — Йорку ударил экономический кризис , и на транспортную систему никто не обращал внимания . Этот период стал расцветом граффити в нью — йоркской подземке . В это же время началось размежевание между теми , кто уделял основное внимание стилю (стайл — райтерами ) и людьми, которые брали за основу скорость ,количество рисунков (бомберами) .

В 1980 — х граффити начали активно закрашивать и закрыли доступ в депо . Многие райтеры забросили граффити и занялись другими видами самовыражения . Но нашлись и упорные ребята, , которых было не сломить. Их мишенью стали товарные поезда , которые плохо охранялись , склады списанных вагонов . Со временем появилась тенденция рисовать на скоростных шоссе .

Вскоре европейская молодежь влюбилась в нью — йоркскую уличную культуру . Этому способствовали книги, фильмы, в том числе и документальные . Именно они заложили основу европейского граффити . Нью — Йоркскому стилю подражали и он захватывал все новые территории в мире.

wallls-com_62071

Граффити в России

Появление первых отечественных граффити связано с началом оттепели в 80 –е годы . Когда железный занавес начал немного приподниматься , молодежь активно заинтересовалась зарубежной культурой . Первыми райтерами у нас принято считать танцоров , по совместительству занимающихся рисованием . Они оформляли декорации фестивалей по брейк — дансу ,которые волной прокатились по стране . В это же время в Риге и Калининграде стали появляться граффити в том виде , в каком мы их привыкли видеть . Идея понравилась местным властям . Взамен исписанных ругательствами стен они получили интересные и современные работы . В 90 -е граффити накрыло Москву и приобрело большую известность. Для рисования администрацией города выделялись специальные места в центре столицы , где начали появляться первые легальные галереи .

Лет с пятнадцати увлекся хип — хоп культурой, — рассказывает Иван Ланской, один из известных райтеров в Коломне. — В каком-то журнале увидел статью о граффити и решил попробовать себя в этом направлении . Для меня граффити — это хобби , не более того. Есть те, кто жаждут славы , денег , еще каких-то благ. Я лично ничего и никого не жду , просто рисую , мне этого достаточно.

i9032

По поводу конфликтов с обществом и законом скажу так — с годами стало меньше проблем . Может, в людях наступил перелом . Раньше бывало по – разному, неприятности могли исходить и от полиции, и от гражданских лиц . Сейчас можно спокойно договориться с хозяевами для выбора стен . Конфликты случаются , как правило, с пенсионерами , но это извечный спор «отцов и детей». Он был , есть и будет вне зависимости от темы .

К командной работе отношение положительное , у меня есть единомышленники с которыми я рисую . Вместе комфортней , быстрей , спокойней , интересней .

Граффити и хип — хоп культура неразрывно связаны. Новые » игроки » конечно , в большинстве своем оторваны от этой темы , но граффити в классическом его смысле — это до сих пор хип — хоп.

598153_paren-risuet-graffiti-na-bumage

О направлениях граффити скажу так: каждому свое. Кому — то нужен адреналин — поезда , кому -то художественная эстетика — холсты , кому-то стены . Считать граффити вандализмом — глупо , вандализм — это разрушение , а граффити- это искусство , лайфстайл , спорт , уникальное , самобытное явление . А уж художник или хулиган — выбор за человеком .

Автор: Оксана Александрова
Фотографии с сайтов: calligraphy-expo.com, samprowse.com, tumblr.com

Информационная поддержка:
http://okolosport.com
https://vk.com/okolosport_com

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal