Русская традиция. Кулачный бой

На Руси издревле существуют традиции рукопашного боя. Славяне известны как сильные и умные воины. Мужчины из любого сословия и рода занятий с детства обучались военному делу. Это статья об истории, культуре, судьбе кулачного боя – традиции, которая приводит в восторг каждого ,в чьих жилах течет славянская кровь .

sut_v_tom_4to_russkiy_voin_she

За основу

К каждой схватке готовились заранее. Бойцы подходили к этому вопросу очень серьезно. Занимались физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане .Меняли рацион, делая упор на хлеб и мясо ,чтобы набрать подходящий вес.

Русский кулачный бой — это не просто беспринципная драка. Существовал кодекс , регулирующий поведение бойцов . Запрещено было добивать упавших на землю , бить по ногам , бить сзади ,в спину, ниже пояса, никакого оружия на поле боя . Существовало три основных типа ударов : костяшками ,основанием кулака — дробящий удар сверху вниз и головками фаланг .Удары старались наносить в голову ,солнечное сплетение. Нужны были самые быстрые и простые удары .

Кулачный бой на Руси -явление скорее культурного порядка ,а не пустой мордобой. Участники придерживались свода ритуалов .Они практиковали особый танец ,»пляску горбатого» или «ломание». Мужчина старался передать движениями повадки медведя ,надеясь в ответ получить его силу . В традиционном русском кулачном бое классической техники нет .Смысл кулачного боя не в том как надо ,а как удобно .

Это игровой вид единоборства в хорошим смысле слова .Первый признак игры — удовольствие ,то есть обязательное удовольствие, получаемое всеми участниками игры без злобы .Второй признак игры — состязательность ,то есть возможность помериться друг с другом силой и ловкостью ,умением , талантом ,изобретательностью и способностью предвидеть на много ходов вперед .Плюс непременное стремление победить .Третий признак игры-правила, регулирующие состязание, которые цементируют целостность игры, становятся ее костяком .ku1

Типы кулачного боя

Стенка на стенку : самый распространенный тип кулачной схватки . Эта драка напоминает сражение двух отрядов на поле боя .Вожаки используют тактику ,руководя бойцами таким образом ,чтобы заставить врагов обратиться в бегство .Индивидуальные схватки не поощрялись ,всех своих бойцов вожак приучал следовать правилам на благо всего отряда и следить за тем ,чтобы опытные ,излишне самоуверенные бойцы, не лезли вперед в одиночку ,где их могли бы нейтрализовать количеством .

Сцеплялка — свалка : этот тип массовой драки требовал от участников не только силы ,но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка — свалка ,на первый взгляд ,выглядит хаотичным побоищем большого количества людей — здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника .Каждый выступает сам за себя ,каждому противостоят все остальные .

Сам на сам или один на один : индивидуальные бои считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества соперников . Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде : считалось ,что правый человек более уверен в себе, то есть, гарантированно побеждает .При поединке «сам на сам » нельзя было противника добивать : упавший проигрывал автоматически .

pervye_svedeniya_o_provedenii_

Кто такие надежи

Каждый отряд имел в своем составе несколько опытных ,сильных и выносливых бойцов. «Надежи» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника . Удачный таран создавал брешь в отряде ,куда и устремлялись все остальные бойцы . Чтобы нейтрализовать опытного надежу требовалась отточенная тренировками тактика .Бойца впускали за первую линию строя , сразу смыкая ее за его спиной . Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Где и когда проходили кулачные бои

Считается ,что в дохристианской Руси основными датами проведения кулачных боев были поминальные дни усопших (тризны),а также Масленица (проводы зимы) и Красная горка (встреча весны) . С принятием христианства бои стали устраивать с Масленицы (неделя перед Великим постом) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи ). Иногда период боев растягивался : с Коляды (Рождественского сочельника ) до Петрова дня (день первоверховных Петра и Павла ,12 июля ) . Особенный ажиотаж приходился на Масленицу : перед Великим постом народ старался не только вдоволь поесть блинов , встречая весну , но и нагуляться . В остальное время описанного периода бои проводились чаще по воскресным и праздничным дням (особенно в большие праздники ).

Место для забавы или спора выбиралось просторное .Массовые бои проводили на площадях , а зимой — на льду рек и озер .В каждом населенном пункте ,где проводились кулачные бои ,для них были свои постоянные места . Замерзшие реки и озера выбирались не только как удобное место сражения ,но и символически : они часто разделяли город или его часть на две разные слободы ,которые и выходили на лед » стенкой на стенку» .

Широкое место было необходимо не только для бойцов ,но и для зрителей .Вокруг сражения затевались народные гуляния ,к которым после состязаний присоединялись участники битвы .

Стихийные бои могли возникнуть где угодно ,но это были ,как правило ,отдельные поединки , а не массовые игрища . До принятия христианства кулачные бои в поминальные дни проводились на кладбищах ,отсюда старинное русское название кладбища — буевище (от слова «бой — кулачный бой).

inogda_oni_pishet_mavrikiy_zan

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после Крещения Руси . Дело в том , что славяне — язычники посвящали драки Перуну ,покровителю воинов и боевых искусств . Его ,естественно ,в христианском пантеоне видеть никто не желал . Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин . Несмотря на все препоны ,кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера ,предусмотренные для бойцов в 17 веке .Петр Первый, напротив ,всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам ,»дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись ,однако правление Николая Первого стало началом окончательного забвения этой славной традиции .Император категорично запретил кулачные бои ,а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима, что было равносильно прямому запрету .

Наши дни

Давайте поговорим о нашем времени ,как сегодня существует кулачный бой ? Для примера возьму свой родной город подмосковную Коломну ,где кулачный бой был издревле , и существует по сей день. Но, что это сейчас ? По-прежнему забава или можно рассчитывать на более серьезный уровень ?Ответы на свои вопросы я решила найти в клубе « Центр русской воинской культуры «Святогор» и пообщаться на эту тему с компетентным человеком .

Егоров Александр Анатольевич — руководитель организации «Центр русской воинской культуры «Святогор»:

Русский кулачный бой — это серьезная боевая система .Она ничем не уступает другим видам единоборств .Уровень кулачного боя — это ушу , китайское каратэ. В отличии от этих боевых искусств , кулачный бой мы получили в разрозненном варианте , растворенным в народе. Его нет как сложившийся системы .ku2

Традиция кулачных боев у нас на Руси была прервана несколько раз . Инициатором была церковь, т.к. монахи участвовали в кулачных боях. Бывало и власть запрещала кулачные бои . Если в Японии принципы самурая поддерживаются властью и местной религией буддизмом и синтоизмом ,то у нас наоборот боевое искусство существовало вопреки духовной и светской власти .В этом и была основная проблема. Но тем не менее традиция не умерла. Если ее хорошо поискать ,то можно сложить в очень серьезную систему и не в одну. Мы этим много занимались и я в частности . На основе Коломенских и общих русских традиций мы с коллегами сложили систему русского кулачного боя «Лют»- Лютый бой .

Отличия современного кулачного боя от старой системы ,конечно, есть .Мы изучили традицию, как систему, собрали ее воедино. Допустим, у меня дед ходил надежей по «Гончарной слободе «. Ему были известны какие — то несколько приемов , которые он использовал в бою и мне об этом рассказал. Другой кулачный боец использовал свои приемы .Вот такие разрозненные кусочки существовали по разным деревням .Мы это все объединили и получилась гармоничная система на единой двигательной основе , с моральными ,этическими принципами, одной технической и тактической базой .

На сегодня движение возрождения русского боевого искусства не получило поддержки в стране . В 90-е годы был всплеск ,люди поднялись и объединились . Журнал «Русский стиль», который вела Ольга Гаранина , собрал вокруг себя тех, кто интересовался этой темой. Организовывались соревнования, фестивали. Появился Санкт -Петербургский клуб любителей кулачного боя, Тверская Буза ,Владимирский Покач, Александр Ретюнских со своей системой, Славяно- горецкая борьба.ku3

Но потом появилось мощное лобби восточников , которые действовали через власть и прессу. Часть коллективов пропала , многие движения сошли на нет . Как такового движения «кулачный бой» не состоялось . Отдельные коллективы продолжают заниматься , возрождать каждый свою традицию, найденную на этом этапе.

Вообще заниматься кулачным боем надо с рождения т.к. это дает самозащиту, безопасность , дисциплину, укрепляет как духовно ,так и физически. Кулачный бой дает все ,что может дать боевое искусство . Мы учим детей в игровой манере , подбираем игры таким образом ,чтобы они приобретали всевозможные навыки — самозащиты , самостраховки. Желающих много, но принять всех не можем – мы ограничены размерами зала. Занятия бесплатные.

Форма традиционна — русская рубашка, пояс, темный низ . Экипировка разная , например, для маленьких ребят есть перчатки- папахи ,они мягкие, драться ими совершенно безопасно .Происходят занятия на мягком покрытии, чтобы не травмироваться, поскольку кулачный бой — не только работа руками ,но и ногами, всевозможные броски, захваты, воздействие на суставы, заломы, выкручивания .Ребята постарше используют шлемы , жилеты ,ракушки, перчатки — всю стандартную защиту .

Кулачный бой — это часть нашей воинской культуры, именно ей принадлежат такие понятия, как честь, мужество, подвиг, доблесть, долг, милосердие, отвага, рыцарство. Но превращать это в чистый спорт я бы не стал С русским кулачным боем связана своя история, ,мифология, философия, мировоззрение, а в спорте этого уже не будет.

Автор: Оксана Александрова
Фотографии предоставлены центром русской воинской культуры «Святогор»

Информационная поддержка:
http://okolosport.com
https://vk.com/okolosport_com

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal